Как праздновали Новый год ингуши

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу – Богу выбора, дверей и всех начал. В России Новый год начали праздновать с 1 января 1700 года по указу Петра I, как и в других странах Европы (по юлианскому календарю).

У ингушей в древности также существовал свой календарь, соответственно, и новогодний праздник. Хотя, в сознании и быту современных ингушей почти ничего не сохранилось из того, как праздновали Новый год их предки, нашим ученым и исследователям удалось буквально по крупицам собрать, систематизировать и изучить материалы соответствующих жанров фольклора, новогодних обрядов и праздников, бытовавших в прошлом у нашего народа. Новый год у ингушей праздновался в «наджган цIей бутт» — так назывался декабрь по народному календарю. Бытовало и другое название этого месяца – «огой бутт». Новогодний праздник назывался «наджган- цIей». Торжества по случаю встречи Нового года проходили вечером 25 декабря. Во все села в этот день посылались нарочные с объявлением. Само торжество встречи Нового года начиналось за день до его наступления. Молодежь, мужчины и женщины, объединившись в самостоятельные группы, ходили в гости, поздравляя друг друга с тем, что старый год кончился, желая в новом счастья и благополучия. Каждая семья накрывала «шу» — ритуальный праздничный стол с разнообразными блюдами и напитками. Бытовало поверье: чем обильней «шу», тем благодатней будет для семьи наступающий год. Время окончания старого и наступления нового года предками ингушей ставилось в зависимость от движения солнца по небосклону. Как повествуют мифы, ингуши считали, что у «солнца и луны есть матери – Аза и Кинч». Летом и зимой (когда бывает равноденствие) солнце гостит дома у своей матери: зимой – трое суток, летом – три недели. Выйдя из дому, солнце шесть месяцев путешествует, затем возвращается и снова пускается в шестимесячное путешествие. Отсюда временем окончания старого года считался последний день перед зимним равноденствием, то есть 21 декабря. Этот трехдневный период назывался «малх цIа кхаьча ха» (буквально — «время, когда солнце достигло дома»). Считалось, что Новый год начинается с восходом солнца утром 25 декабря, когда начинается увеличение светлого времени суток и сокращение ночи. Большое место в новогодних празднествах и обрядах занимало колядование — исполнение новогодних песен и благопожеланий. У ингушей бытовал уникальный в своем роде обряд колядования, который назывался «Фар» и исполнялся девушками и детьми. Две девушки клали на плечи шест, на него полотно белой материи. Эта композиция называлась «фар». За ним из дома в дом ходили девушки и дети с сумками для подарков. Опережая процессию, дети заскакивали в очередной двор и кричали хозяевам: «Фар йоагIа шуга!» — «Фар идет к вам!». С появлением процессии все восклицали: «Фар енай, фар енай! Ширадар Iодаккха, керда дар Iоолла!» — «Фар пришла, фар пришла! Уберите старое, повесьте новое!». Из содержания колядки видно, что главный смысл значения понятия «фар» — это изобилие, благодать, а отсюда и понятие «фарал». Слово «фар» означало, вероятно, и личное имя новогоднего персонажа или культа, приносящего в новом году всюду, где он появляется, изобилие и благодать. Ведь не случайно он наделялся теми же функциями, которые имеют носители благодати. Например, «фаьра хьазилг» («благодатная птичка»). Конечно, мы вряд ли вернемся к празднованию Нового года по старинке, но эти обряды – неотъемлемая часть истории, самобытной народной культуры, национального самосознания ингушского народа.