Эмоции в жизни человека занимают довольно видную позицию. Особенно важно умение правильно выражать те или иные эмоции, а этому нужно учиться, потому что не каждый правильно передает свои ощущения. С эмоциями человека напрямую связан его контакт с окружающими людьми, умение слушать, правильно передавать свои мысли, верно сформулировать свои ощущения.
Термин «эмоциональный интеллект» появился относительно недавно (в 1990 году) и вызвал, с одной стороны, сильный интерес, а с другой – немало нареканий в профессиональном сообществе. С одной стороны, несерьезная какая-то разновидность интеллекта, а с другой стороны, важность управления эмоциями совершенно очевидна.
Лет 100 тому назад интеллект не вызывал никаких вопросов: он был синонимом умственных способностей. Но стоило только задуматься, из чего, собственно, состоят эти самые умственные способности, как стало очень интересно жить. Интеллект стал дробиться: помимо общих способностей, появился практический интеллект, вербальный интеллект, «способность действовать в уме» и многое другое.
Начиная с 40-х годов прошлого века неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или неуспешной жизнью учащихся. Всякий раз результаты не укладывались ни в какую закономерность: одни успешны – другие нет, одни довольны своей незаметной жизнью – другие разочарованы, невзирая на серьезные успехи, одни тратят бешеные усилия на достижение собственных целей, другим все дается легко. Все верно: школьные оценки никогда не были и не станут показателем того, как человек справляется с жизненными трудностями.
К сожалению или к счастью, для достижения своих целей сейчас едва ли не самое важное – умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать, быть приятным для окружающих, наконец. Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют.
Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого ребенка: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.
Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.
Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.
Эмоциональный интеллект – это не данность, правильнее будет сказать, что это навык. И как любой навык, его можно развить. И для этого сверхусилия не нужны.
Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Мы можем соврать относительно любого вопроса кому-то, но не себе. Дальше идет наличие «небедного» словарного запаса. Ведь для выражения своих чувств надо подобрать правильные слова, а если мы не можем назвать свои чувства правильными словами, то как мы сможем их выразить должным образом? Вообще, очень многое об эмоциях можно узнать от окружающих нас людей. Дома, на работе, на учебе. Где угодно. Поговорив с собеседником, рассказав о своих ощущениях и попросив ответной реакции.