23 августа августа 1943 года завершилось самое, пожалуй, грандиозное сражение Второй мировой войны – Курская битва. . Этот день предопределил не только исход великой битвы с фашизмом, но и судьбы всего мира. Тогда доблестная Красная армия контрнаступлением под Курском вынудила врага обороняться на всех фронтах, что стало коренным переломом во Второй мировой войне.
На Курской дуге с обеих сторон сражалось свыше 4 миллионов человек с использованием 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков и САУ и до 12 тысяч боевых самолетов. В этом сражении было разгромлено 30 вражеских дивизий, из них 7 — танковых, враг потерял 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысяч танков, 3,7 тысяч самолетов, 3 тысячи орудий. Спаянные интернациональной дружбой и боевым братством воины многонационального Советского Союза проявляли чудеса героизма и беспредельного мужества. Среди участников знаменитой битвы на Курской дуге были и наши земляки: У. З. Ажигов, К. Ю. Альтемиров, В.-Г. В. Аушев, Д. А. Аушев, М. С. Атигов, М. Э. Альмурзиев, М. А. Бузуртанов, А. Б. Батхиев, Г. Ш. Беков, М. О. Гадаборшев, Г. У. Галаев, Ю. М. Галаев, И. Гагиев, М. Б. Дидигов, Х. Ш. Дзауров, М. А. Евлоев, А. С. Килоев, Ш. У. Костоев, Х. О. Картоев, Д. М. Костоев, М. А. Льянов, А-Г. З. Мальсагов, Х-Б. Мальсагов, А. А. Оздоев, К-С. Т. Оздоев, С. Л. Плиев, Х. Э. Султыгов, А. С. Тангиев, И. И. Умаров, С. Т. Цуров. Костоев Ширвани Устарханович после окончания военно- летного училища в 1941 году добровольцем ушел на фронт, служил в ави аполках штурмовой армии. За время войны бесстрашный летчик совершил более сотни боевых вылетов. В исторической битве на Курском фронте Костоев Ширвани показал мастерство воздушного боя. В одном из боевых вылетов ему удалось уничтожить 11 немецких танков и грузовых машин. Выполнив очередное задание командования, он возвращался на базу. Его стали преследовать три вражеских самолета.
В завязавшемся воздушном бою Костоев сбил один «Хейнкель», остальные скрылись в облаках. Когда горючее оказалось на исходе, Ширвани смог посадить самолет, на котором было 17 пробоин. В апреле 1945 года Ш.Костоев во главе со своим звеном вылетел бомбить вражеские корабли в Балтийском море. Его личный боевой счет в тот день пополнился затопленным кораблем, на борту которого находились 125 солдат и офицеров противника. В воздушном бою над Кенигсбергом им был сбит еще один немецкий самолет «Фокке-Вульф- 190». После Кенигсберга Ш. У. Костоев участвовал во взятии Берлина. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной Звезды и орденом Боевого Красного Знамени, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За взятие Берлина». В послевоенный период Ш. Костоев служил в Риге. Погиб летчик 6 августа 1949 года при испытании самолета. Похоронен в г. Юлгове, в 40 км от Риги. Посмертно ему присвоено звание Героя России. На Курской дуге сложили свои головы А-Г. З. Мальсагов и Х-Б. Мальсагов. Адиль-Гирей был танкистом, Хаваж- Багаудин – летчиком. Однополчанин Хаваж- Багаудина Мальсагова Быканов в своей книге «В небе над Орлом» пишет: «Давно это было, но как сейчас помню молодого стройного курсанта, будущего авиационного штурмана с характерным кавказским акцентом Мальсагова Хаваж- Багаудина. 22 июня мы находились в летних лагерях, где и узнали о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Вместе с Хаваж-Багаудином мы сражались на Центральном, Брянском и Западном фронтах. Летали в разведку в глубокий тыл, бомбили железнодорожные узлы, передовые позиции врага, наносили удары по аэродромам противника. Началась битва на Курской дуге. Наш 996-й авиаполк принял активное участие в этой грандиозной битве. С первых же дней наша авиация завоевала господство в воздухе, но бои были жаркие: приходилось делать по четыре-пять вылетов в день. Наш полк находился на аэродроме в районе с. Хотенки Орловской области. Оттуда и полетел в последний свой бой Хаваж-Багаудин вместе с младшим лейтенантом Гусевым. Участвовал в этом бою и я.
Мы должны были нанести бомбово-пушечный удар по скоплению танков, бронетранспортеров и другой технике врага в районе села Козулькина Орловской области. При переходе линии фронта нас встретила сковывающая группа немецких истребителей. Истребители прикрытия завязали воздушный бой, а мы пошли на цель, но уже без прикрытия. Над целью нас встретила группа вражеских истребителей. Мы приняли бой. В этом бою самолет Хаваж- Багаудина был подбит, загорелся. Помню только одно: горящий самолет направился к земле и врезался в гущу немецкой техники. Последовал страшный взрыв, и все скрылось в дыму и в пламени. Вернулись мы на аэродром уже без Хаваж- Багаудина. Он погиб как герой. Орловская земля у села Козулькино стала могилой моего друга».
Единственный сын Заурбека Куразовича Мальсагова и Тамары Тонтовны Укуровой Адиль-Гирей был дважды ранен, дважды выходил из окружения и снова рвался в бой. Погиб Адиль-Гирей на Курско- Орловской дуге, у города Севска. Вот строки из письма, адресованного матери Адиль-Гирея командиром Н. В. Красносельским: «. Адиля я любил, как младшего командира, за его ум, отвагу, грамотность и умение работать. Чувствовалось, что в нем растет крупный работник. Он был принят в партию и должен был получить медаль «За оборону Сталинграда». Похоронен он в Севске. Сознание, что его жизнь отдана за Родину, должно облегчить Ваше горе».
Имя Адиль-Гирея Мальсагова высечено на одной из гранит ных плит мемориального комплекса г.Севска. В истории ингушского народа немало примеров ратного подвига ее сынов и достойного служения своей Родине.