Ингушский народ на протяжении веков являет миру примеры высоконравственного поведения в обществе. Многие из принципов поведения къонаха (мужчины), декларируемые ингушским адатом (обычаем), не переводятся на другие языки, да и чужды многим культурам. Одним из таких принципов в поведении ингуша наравне с эхь (стыдливость), эздел (дословно не переводится), денал (стойкость), майрал (мужество) является так называемая категория «яхь» (достоинство) – категория личности, обладающей лучшими, достойными качествами. Однако этот термин на русский язык однозначно не переводится, и потому приходится объяснять его суть описательным образом. С ингушского языка его можно перевести как «чувство соревновательности – соревновательность (стремление быть лучше других) в совершении благородных, добрых, а также общественно значимых дел. Это чистая конкуренция, добрая зависть, которая формирует динамическое развитие, стимулирует лучшее. В сути этого понятия лежит понятие о позитивном самоутверждении личности в своем социуме. Человек должен стремиться быть во всем лучше или не хуже других, в этом плане он должен обладать духом состязательности. Одна из ингушских пословиц гласит: «Цхьаккха нанас яхь йоца воl ма волва, хьаьта вой а делкъенга ма кхоачалва из» – «Да не родит мать сына, не имеющего «яхь», а если и родит, то пусть он не доживет он до полудня». Про никчемного и не дорожащего мнением окружающих человека презрительно говорили: «Яхь йоца саг» — «Это человек, не имеющий «яхь».
Резюмируя выше сказанное можно сказать что Къонахал – это статус. И он не дается за год, два, три, за десятилетие. Это статус постепенно, как ртутная капля, накапливается, притягивая к себе более мелкие по смыслу, но не по значению частицы в виде эхь, эздел, яхь, денал, майрал образуя настоящего къонаха (мужчину).